Закрыть меню

История села Замарайка

История основания деревни Замарайка.

Двенадцать столетий назад от Быстрой Сосны и до самой крупной излучины Дона , которая почти вплотную подводит его к Волге, и от Дона до начала левых притоков Днепра ещё не заселено было славянами. Дикое поле. Так называли этот простор русские историки. На северной окраине этого огромного поля много лет кочевали скифы. В 9 веке их сменяли печенеги, а через два столетия печенегов вытеснили половцы. В начале тринадцатого столетия половцев изгнали с Дикого поля монголо-татары. О временном пребывании кочевников у Быстрой Сосны, Олыма и Кшени напоминают памятники далёкого прошлого- седые курганы.

В постоянной тревоге жили славяне на границе с Диким полем. Даже богатая дань, которую платили ханским баскакам, не приносила на пограничные земли мира и покоя, только в четырнадцатом столетии южная окраина Русского государства приняла на себя свыше десяти тяжёлых ударов степных полчищ.

Наш край был теми воротами, через которые «татарове» приходили на Русь.

В 1566 году в эти ворота вломился со своим войском крымский хан-Гирей и порушил все селения по Быстрой Сосне. Весной 1571 года через эти ворота прошло более чем стотысячное войско крымского хана Девлет-Гирея. Оно уничтожило Елец, смело на своем пути все русские укрепления и спалило Москву.

В 1677 году татары совершили последнее нападение на южно-русскою окраину, но это уже был чисто разбойничий набег, не столь разрушительный и ужасный, как в прежние времена.

В первой четверти 17 века между реками Быстрая сосна, Дон и Олым уже находились селяне, который входят в состав Елецкого, Задонского и Хлевенского районов. Местность же, занимаемая в наши дни Воловским районом, не имела в те годы селений. Между Ливнами и Воронежем, построенным в 1585 году, около 70 лет оставалась дикая степь, никогда не знавшая соху славянина. Только после завершения строительства Белгородской оборонительной черты и крепости Землянска в 1657 году пространство между Воронежем и Ливнами перестало быть опасным для освоения русскими людьми.

Возникали селения не стихийно, а по царской воле. Из елецких, смоленских, лебедянских, рязанских, калужских, тульсктх, ливенских, орловский и других мест «свозились» в Дикое поле в первую очередь те мелкие служилые люди, которые отличались в ратном деле и были «зажиточны и семьянины, имели сына, по два и три и больше, и у которых есть братья и племянники» В царских грамотах определялись и обязанности этих людей – дворами селиться на новом месте, государеву службу исправно нести и землю пахать. Земля отводилась бывшим стрельцам, пушкарям, копейщикам, защитникам, и служивым иной воинской принадлежности, обязательно с учетом их ранних заслуг.

К середине восемнадцатого столетия между Доном и Кшенью уже не оставалось ничейной земли. У рек и речек, у лесных массивов и борков, рядом с просторным полем для пашни и лугов, для выпаса скота прочно стояли селения служивых людей или однодворцев, как стали их называть в правление Петра I .

Год 1778.В зелёную низину, с богатыми плодородными почвами, окружённую ручейками до болотцами, пришли первые крестьяне- однодворцы Селищевы. Фамилия оправдала себя. Вскоре среди зелени деревьев, стараниями крепких, сильных людей появилась деревенька. И название ей дали по маленькому ручейку с илистым дном, как пишется в справочниках.

Основана крестьянами-однодворцами. Известна по документам 1778 г.

Название

Название по небольшой речке Замарайке, а имя речки по вязкому илистому грунту в пери­од дождей.

Многие удивлялись такому названию, о чем говорили улыбки на их лицах и некоторое недоразумение. Откуда же произошло название Замарайка Не удивительно, но есть еще подобное название места в Орловской и в Курской областях.

История названия и происхождения деревни Замарайка уходит в далекое прошлое. Старожилы говорили о том, что в давние времена эти места были покрыты густыми лесами, в которых было сыро и топко , не замарав ноги, пройти было невозможно. Деревня располагается по обе стороны речки, разделяя условно его на север и юг. Речка эта напоминает мелкий ручей с названием Замарайка, который впадает в реку Кшень.

Определить происхождение необычного названия деревни Замарайка не так трудно. Скорее всего, в этом «повинна» текущая рядом речка Замарайка(теперь сильно обмелевшая). Возможно, название деревни (и речки) происходит от глагола «замарать», т. е. запачкать, марать, грязнить. Можно предположить, что чернозем в этих местах был таким, что проехать в коляске или пройти в деревню в дождливую погоду было невозможно, не замарав верхней одежды.

Однако местная легенда всё-таки вытаскивает на свет Божий «замаранную» версию. В XVIII веке проезжала здешними местами одна знатная, «в шелку и бархате воспитанная графиня». Зачем-то вышла она из кареты – размяться, видно, – и запачкала о жирный чернозём своё восхитительное дорожное платье, после чего в гневе закричала: «Не деревня, а замарашка какая-то!»

Низина, бугор, опять низина, перекрёстки, площадь, кленовый лес – на три километра раскинулась Замарайка.

Деревня росла и обустраивалась. Видимо, красивая природа и уединённость привлекла к себе богатых людей. Здесь в роскошных усадьбах жили два барина Воронцов и Гусарёв. У первого все крестьяне были крепостные, а у Гусарёва – вольные. И до сих пор народ в самой Замарайке отличается свободолюбием и достоинство своё бдит. Умеет в меру говорить и в меру радоваться. В Воронцовке живут немного по-другому.

Барин Гусарев был родом из Петербурга. По откликам жителей, это был добрый, отзывчивый человек, помогавший простым людям в житейских трудностях. В господском доме проживал редко, а всеми делами ведал его управляющий имением. По большей части жил он в Петербурге и был членом Государственной Думы. У барина Гусарева находилось несколько подобных имений в Тамбовской и Воронежской губернии. В преддверии гражданской войны, как бы предчувствуя неладное, Гусарев продал эти земли, а сам убыл из этих мест. В напоминании о прошлом сохранился лес- сад Гусарев. Курган…. Очевидцы того времени, которые помнили прекрасную усадьбу, рассказывали следующее: «Имение у Барина было богатое. Строгие аллеи из каштанов и елей, множество цветников, насколько прудов, где разводилась рыба. Дом был большой, деревянный двухэтажный, очень красивый. Именье окружали сады: яблоневый, грушевый, вишневый, сливовый» . Самым излюбленным местом для барина был насыпной курган, где стояла беседка, в которой любил барин Гусарёв попить чайку из самовара с вишнёвым варень­ицем и поразмышлять о судьбе России. Рядом с беседкой была оранжерея с диковинными цветами: водосборы и лилиями, а кругом гуляли чудо-птицы – павлины, в пруду плавали лебеди. В годы советской власти усадьбу разорили, вековые сосны вырубили, пруд обмелел, зарос, осталось одно напоминание. А в лесу до сих пор произрастают разные сорта сирени, лилейников, водосборов, ландыши и т.д. Существует легенда, будто барин зарыл в кургане клад. Но желающих раскопать его так и не нашлось по сей день. Не хотят замарайцы разрушить память о прошлом.

Старожилы очень хорошо помнят последнего барина Воронцовка. Он, видимо, ничем не отличался от своих предшественников. Барин жил на широкую ногу. Зиму он проводил в Москве, а на лето приезжал в Замарайку. Здесь у него был большой деревянный дом на берегу речки Замарайки. Недалеко были выстроены конюшни, сараи, амбары, баня, людская кухня. Во дворе барского дома росли фруктовые деревья, кусты роз, сирени, жасмина. На другой стороне речки раскинулись сады, в 8 га, В саду росли всевозможные сорта груш, яблок, вишен, орехов, винограда, абрикосов. Сад поливали вручную, таская воду из речки. Барин очень любил охоту. Часто он охотился вместе со своими гостями на зайцев, лисиц, птицу. Он построил в деревне первую школу. Учителя сам привез из Москвы, который жил и работал в школе Некоторые крестьянские дети получили возможность учиться в начальной школе, это те которые работали на барина. Учились только зимой. С наступлением весны шли пасть гусей, телят, овец, помогали старшим. А дети барина учились в гимназии в Москве, а на лето приезжали в деревню.

Во дворе дома были качели, на которых катались барские дети. Дети крестьян только наблюдали за играми сверстников в щели высокого забора. Барин любил чувствовать и называть себя покровителем, благодетелем крестьян. В праздничные дни, когда крестьяне приходили поздравить барина, он приказывал вынести из дома вина и выпивал его вместе с крестьянами. Иногда его приглашали на крестины или свадьбу. Правда, на свадьбы он не ходил, только присылал молодым подарки, но роль крестного отца выполнял с видным удовольствием. Крестник пользовался его «доверием», выполнял более легкую работу и имел доступ к барскому двору. Барин был добрым человеком, немало сделал для деревни, но только была у него одна слабинка, любил он выпить. Со временем имение его стало постепенно приходить в упадок и он покинул Замарайку. Продал земли, имущество и уехал в Москву. Шли годы. Так же, как и раньше, крестьяне жили впроголодь, а работали до седьмого пота.

Во второй половине XVIII века Замарайка была деревней ( от села она отличалась отсутствием Церкви). Церковь отсутствовала. Теперь и более понятно, почему в нашей местности у одних один престольный праздник, а у других другой. Одни Дмитриевские , другие Михайловские. .

Жители Воронцовки ходили по воскресеньям в храм Дмитрия Солунского, что стоит в деревне Рогатик Орловской области ( с.Рогитик граничит с.д.Воронцовкой через реку Кшень) у них престольный праздник 8 ноября Дмитрев день, другие - в церквь Михаила Архангела в Волово- престольный праздник 21 ноября Михайлов день. И звались одни – дмитриевские, а другие – михайловские. Престольные праздники были самыми любимыми у жителей Замарайки, в каждом доме принимающей стороны стол ломился от угощения. Ходили друг к другу в гости . И до сегодняшнего дня здесь почитают эту традицию.

В советское время Замарайку условно разделили на деревню Воронцовку и деревню Замарайку. А уж внутри каких только названий местечек не встречается: Собачевка, Нахаловка, Дол

До революции1917 года в деревне жили крестьяне- единоличники. Землю обрабатывали сами. Семьи были большие и трудолюбивые. Работали от зари до зари. Выращивали крестьяне не только зерновые культуры. Многие имели большие сады, где выращивали различные сорта яблонь, груш, слив. За деревьями ухаживали, собирали большие урожаи. Почти в каждой семье имелось по 2-3 лошади. В деревне был староста, который собирал с населения налоги.

В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером.
Люди не садились за стол не перекрестясь. В доме были и жития святых, написанные старославянским шрифтом. А еще крестьяне хорошо знали множество русских народных песен, сказок, разных легенд, преданий, обычаев и щедро делилась с новым поколением.
В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё. Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу. Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку. Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно. Печной угол был традиционно женским пространством. Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В углу располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты В печном углу стояли прялка и ткацкий станок. Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти. Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века! У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная. Девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку. Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье. Изба да - сени, два – три окошка да дверь были у половины крестьян. В избе зимой в морозы находил приют и домашний скот. В сенях в подполье располагались куры. Внутри дома в переднем углу под иконами стоял большой стол для всей семьи, вдоль стен располагались широкие лавки. Над ним находились полки для посуды и шкаф. На праздники стол накрывали и ставили расписную и резную посуду – ковши разных форм с мёдом и квасом, светец для лучины, солонки, глиняные миски и деревянные ложки. В жилище пространство у входа было мужской территорией. Здесь находились рабочие инструменты и коник, который в крестьянской избе имел особое значение. Здесь хозяин занимался своими мужскими делами: чинил сбрую и упряжь зимой.А летом мужики ладили сани – ведь без саней в деревне никуда. Всё мастерили из дерева – лавки, колыбель, корзины. И всё расписывали, чтобы радовало душу. Избы строили из дерева, топор даже гвозди старались не использовать. В крайнем случае – деревянные костыли. По вечерам слушали былины, сказки, пили хмельной мёд, пели песни. Семьи были большими и крепкими. Семейный союз – это продолжение жизни. У детей воспитывали любовь к вере, к своему роду, семье, к матери-природе, к земле предков и велели жить по совести. Девочке 12 – ти лет вручали веретено и прялку и обучали рукоделию.

Семьи были большими. Вместе жили не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, сестра с мужем и другие родственники. Нередко в одной семье насчитывалось двадцать и более человек. В семье царили патриархальные устои. Во главе был отец или старший брат. Среди женщин - его жена. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Сноха много работала и подчинялась старшим. После отмены крепостного права большие семьи стали распадаться, получали землю и жили отдельно. Старший сын оставался с родителями. На Руси народ имел свой уклад жизни и свои обычаи, не соблюдать, не знать же их считалось большим грехом. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. В январе праздновали Рождество, колядование и крещение, в святки ходили ряженые – мазали лица сажей, выворачивали наизнанку шубу, наряжались, разыгрывали сценки, веселились. Любимым праздником была Масленица – гуляли целую неделю. С четверга все работы прекращались, и начиналось шумное веселье – катались на тройках, ходили в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, вином. Потом соблюдали изнурительный пост и праздновали Пасху – светлое Христово воскресение. Молодёжь собиралась отдельно, водили хороводы на околице, у леса, на берегу реки, гуляли по улицам, качались на качелях. В Радуницу – родительский день посещали могилы умерших, носили еду на могилы родственников.На Троицу ходили в лес, пели песни, плели венки и бросали их в речку, если пристанет – девушка должна была выйти замуж скоро, а если венок тонул – очень плохой знак. Осенью и зимой устраивали посиделки. Летом играли в игры, водили хороводы, пели, плясали допоздна. Главной фигурой в деревне был хороший гармонист. Ах, какие гармонисты были в каждом селе! Какие играли наигрыши! В каждой местности свои. В деревне было принято ходить в гости, помогать друг другу, особенно при строительстве новой избы. По окончании работы хозяин кормил обедом, угощал вином. Все пели и плясали, несмотря на усталость. Свадьбы проводили осенью или после Крещенья. К родителям невесты приходила сваха с прибаутками: «У вас курочка – у нас петушок, сведём их в один хлевушок». После смотрин невесты смотрели дворы жениха. А потом целый месяц шла подготовка к свадьбе. Жених покупал невесте подарки. Подруги собирались в доме невесты на девичник, помогали готовить приданое и обязательно пели песни – грустные, величальные, шуточные, прощальные. Вообще в русской кухне - самой богатой кухне мира, было много выпечки. Ведь на Руси издавна сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо –у русских было много муки, и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники, расстегаи и кулебяки, даже жаворонки из теста весной. А еще варили всевозможные каши, овсяный кисель, горох. Из овощей до конца 18 века главенствовала репа. Из репы готовили много блюд: парили, варили, клали в пироги, готовили квас. Сажали также капусту, хрен, брюкву – очень полезные для здоровья овощи, а еще фасоль, бобы и горох. Картошки у русских долгое время не было. И только в конце19 века картошка появилась в Замарайке. Сады стали сажать намного позднее. И первым культивируемым деревом стала вишня. Отсюда и знаменитые вишневые сады. Любили и полакомиться рыбкой , ведь протекала здесь река Кшень. А рыба водилась всякая: голавль, пескарь, окунь, бычки, караси, подлещики, красноперка. Готовили блюда в основном в русской печи – отсюда и своеобразие их, и вкус несравненный и дух. Больше варили кислые щи да черный ржаной хлебушко, белый был по праздникам. Любили и чаек попить из самовара, как водится, с пирогами да с вареньем. Ведь испокон веков на Руси было принято потчевать гостей пирогами. Пирог – это символ русского гостеприимства. Пирог – это праздник. И само название его происходит от слова«пир».О русских традициях и обычаях можно говорить бесконечно.

Шли годы. И вот 1917 год. Советская власть пришла в Замарайку.

В деревне началась борьба с кулаками. В 1920 году был создан комитет бедноты, который раскулачивал зажиточных крестьян. Семьи: Гришновых, Фетисовых, Дермидониных, семья Сенлищева Василия Яковлевича, Селищев Владимир Александрович, Селищев Игнат Дормидонович, Селищев Антон Фатеевич, Селищев Илья Федорович, Селищев Иван Минаевич, Селищев Лука Минаевич, Селищев Тимофей Александрович, козлов Никита Никонович, Козлов Фёдор Павлович, Козлов Василий Алексеевич были раскулачены, сосланы в Сибирь , на Соловки.

В 1928-1929 годы на территории нашей деревни стали образовываться первые колхозы. В основном коллективизацию жители Замарайка приняли как должное преобразование. Несли в колхоз инвентарь, зерно для сева, вели лошадей. Дружно трудились на колхозных полях, выполняя любую работу.

Колхоз «Красная звезда» председатель колхоза Титякин Пётр Федорович (Барково);

Колхоз «Трудовой колос»- председатель Косарев Ива Семенович (Воронцовка);

Колхоз «Красный луч»- Селищев Тихон Иванович (Красный луч)

Колхоз «Оборона СССР» -Титякин Петр Федорович

Трудно приходилось молодому колхозу в первые годы его существования. Не было не то что техники, но и лошадей не хватало. Полевые работы приходилось проводить на волах и даже коровах.

Появление колхозов потребовало строительства хозяйственных построек. Вот и стали вырубать вековые деревья из барских усадеб. Часть колхозных зданий строили из камня. Камень добывали в карьере на берегу реки Кшень .Богата наша земля глиной красной, глиной белой , песок речной, песок горовой.

Люди мечтали о лучшей жизни и вдруг война.

Она ворвалась в село с криком женщин и детей. Сразу же началась мобилизация населения. Добрая часть мужчин и молодых парней ушли воевать на фронт против фашистов Провожали бойцов все село Отцы хватали плачущих детей, быть может в последний раз, прижимая их к себе, матери в отчаянии не могли наглядеться на своих сыновей, вдруг ставших суровыми и решительными.

Потянулись первые похоронки в дома сельчан. 26 ноября 1941 года в деревню вошли фашисты, которые побыли в Замарайка по 8 декабря 1941 . Во второй раз фашисты пришли 2 июля 1942 по 27 января 1943. Продукты и скот забирали, проводили карательные мероприятия, находились «доброжелатели» и из местных, угождавших фрицам, но таких было мало. Деревню Красный луч сожгли полностью. Часто население использовали для рытья окопов, расчистки снега зимой. Фашисты вырубали деревья и пускали их на строительство блиндажей и окопов. В январе 1943 году фашисты были изгнаны с территории Воловского района, и жителям пришлось заново и долго восстанавливать то, что было порушено войной. Война унесла жизнь многих земляков Замарайки. Население сократилось вдвое. Первое время после войны большая часть жителей рыли себе землянки и жили в них. Работали физически много и трудно, но никто не жаловался. Землю пахали на коровах (волах), нередко впрягались в плуги женщины и подростки. За рабочий день ставили выход- трудодень. Война внесла непоправимые коррективы в жизнь Замарайки, но вместе с тем страна жила и преодолевала трудности. Голодно было, а работать приходилось много. Несмотря на все трудности колхозники поднимали сельское хозяйство. В деревню вернулись оставшиеся из живых мужчины, многие из них с многочисленными ранениями.

После войны колхозы объединились и образовался колхоз имени Шверника, который возглавил Дроздов.

В 50- годы объединились несколько деревень: Замарайка, Турчаново, Красный луч, Барково, на территории которых был образован колхоз имени Ленина. Укрупненный колхоз возглавил Кузнецов Степан Максимович.

В колхозы стали поступать первые трактора -ХТЗ. Сразу же стали посылать на курсы трактористов. Три месяца учились в Валуйках. Село росло. Росло молодое поколение. Перед колхозниками встал вопрос о постройке новой школы. Осенью 1957 года школа приняла первых своих учеников.

Колхоз стал преобразовываться, расстраиваться. Поступала новая техника, трактора, комбайны.

После объединения всех хозяйств колхоз «им.Ленина» стал хозяйством одним из первых по экономическим показателям. В 1964 году, согласно решения мартовского пленума стали производить денежную оплату труда. Люди стали лучше жить. Значительно пополнился автопарк колхоза. На смену ручного труда пришла техника.

В 1970-80 годах было уделено большое внимание на строительство животноводческого комплекса, объектов культуры. Животноводство возросло, увеличилось поголовье свиней, построены животноводческие фермы, складские помещения, механизированный ток.

Село стало снабжаться привозным газом. Вырастали новые дома, магазины, построен новый Дом культуры, новая светлая школа. Село росло и благоустраивалось. Люди жили с чудесной мечтой о новой, еще лучшей жизни.

Дата изменения: 20.11.2017 16:00